Кыргызский авиационный колледж: что сделано, что предстоит…
- 29 Феб 2016
- 8838
- 0
Кыргызский авиационный колледж: что сделано, что предстоит…
Журнал "Транспортная стратегия - XXI век". № 33 (2), 2016. Стр. 78-79: http://sovstrat.ru/files/TS33_2016.pdf
Кыргызский авиационный колледж им. И. Абдраимова является правопреемником Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации, которое было организовано в 1973 году приказом Министерства гражданской авиации СССР. С 1974 по 1994 год колледж готовил только по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
– Более 40 лет ваш колледж готовит специалистов для авиационного комплекса. С какими успехами он подошел к столь солидной дате?
– За это время было подготовлено свыше 3500 техников-механиков, которые работают на авиапредприятиях: Кыргызстана – 408 человек, Казахстана – 735 человек, Узбекистана – 458 человек, Таджикистана – 128 человек, Туркменистана – 255 и России – 1161 человек.
В 1994 году Постановлениями Правительства Кыргызской Республики № 103 от 09 марта 1994 года и № 136 от 18 марта 1994 года на базе училища создан Кыргызский авиационный колледж, которому было присвоено имя основателя авиации нашей республики, заслуженного пилота СССР № 00001 Ишембая Абдраимова.
С 1993 года мы приступили к подготовке специалистов по новым пяти специальностям, таким как «пилот», «диспетчер управления воздушным движением», «организация перевозок и управление на воздушном транспорте», «сервис на воздушном транспорте», «средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте». За период с 1993 по 2015 год нами подготовлены более 2500 выпускников по всем вышеуказанным специальностям как для Кыргызстана, так для стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2010 году нами освоены еще две новые специальности, это «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» и «обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами», а в 2013 году произведен первый выпуск специалистов по новым двум направлениям.
В феврале текущего года мы прошли лицензионную экспертизу комиссией Министерства образования и науки Кыргызской Республики на предмет открытия еще трех новых специальностей: «техническое обслуживание и ремонт компьютеров», «информационная безопасность на воздушном транспорте», «менеджмент на воздушном транспорте» – и получили одобрение со стороны министерства. Планируем на этот год по ним тоже произвести набор абитуриентов.
– По каким программам осуществляется образовательная деятельность? Какие дисциплины наиболее популярны? С какими организациями сотрудничает колледж?
– Основная наша деятельность, безусловно, первоначальная подготовка специалистов для гражданской авиации. Вместе с тем сегодня нами проводится работа по диверсификации нашей деятельности. То есть мы увеличиваем линейку предоставляемых образовательных услуг. Наряду с основной деятельностью мы вошли в реестр государственных услуг, предоставляемых госорганами и их структурными подразделениями, и начали предоставлять дополнительные образовательные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала. Уже утверждены Агентством гражданской авиации программы подготовки и переподготовки действующих авиационных специалистов по таким направлениям, как «Переподготовка авиационных техников на «Боинг-737 300, 400, 500». Данная программа ориентирована в первую очередь на наших выпускников техников-механиков, которые окончили колледж на советскую авиационную технику. Также разработаны и утверждены Агентством ГА программы по «Первоначальной подготовке специалистов по авиатопливообеспечению», «Авиационному наземному обслуживанию воздушных судов», «Аварийно-спасательной работе в районе аэродрома» и много других обучающих программ для персонала предприятий нашей отрасли. Реализация таких обучающих программ принесет нам дополнительные средства, а главным образом, окажет влияние на безопасность полетов и, конечно же, качество предоставляемых услуг.
Мы располагаем квалифицированным костяком профессиональных педагогов: Даиров Р. Д., Протопопова Т. Ю., Колесникова О. Ю., Манапбаев Э. Р., Матковский В. П., Головченко С.А. и многие другие, которые не одно десятилетие отдали колледжу и по сей день продолжают трудиться во благо нашей отрасли.
Также мы в этом году планируем попробовать произвести набор на базе 9-х классов, так как основная конкуренция среди колледжей именно в этом сегменте. Она, конечно, нам позволит подготовить более востребованных выпускников, потому как качество образования в школах областей и сел вызывает озабоченность.
Сегодня нами проводится большая работа по разработке и доработке всех внутренних локальных документов, касающихся нашей деятельности. Это в первую очередь документы учебно-методического направления, воспитательной работы, финансово-хозяйственной деятельности, противодействия коррупции и т.д. В данное время нами приобретена и установлена лицензионная программа по электронному управлению всем учебным процессом от а до я, как говорится. Локализована вся внутренняя компьютерная сеть колледжа, проведен Интернет всем отделам, а также установлена система видеонаблюдения за всей территорией и корпусами колледжа.
Неотъемлемой частью подготовки специалиста является производственная практика. Знания и навыки должны закрепляться на практике, и, безусловно, в нашей работе практике уделяется очень пристальное внимание. У нас есть договоренности с такими солидными компаниями, как ОАО «Международный аэропорт Манас», ГП «Кыргызаэронавигация», Ошский филиал ОАО «МАМ», Топливозаправочная компания «ИНТЭК», ОсОО «Манас Авиасервис», ОсОО «Манас Тренинг Центр», авиакомпании «Эйр Кыргызстан», «Авиа Траффик Компани», «Эйр Манас», «Эйр Бишкек» и «Таджик Эйр». Руководителями практик, как правило, назначаются опытные специалисты компаний, которые по утвержденным программам ведут практическую подготовку студентов. Слова благодарности и признательности хочется выразить руководителям и коллективам указанных компаний. Наши выпускники по технической эксплуатации самолетов и двигателей получают базовое образование на образцах советских самолетов, таких как Як-40, Ту-154, Ан-2, которых уже практически в нашей стране не осталось. Все пассажирские перевозки осуществляются на самолетах западных образцов – «Боинг» и «Эйрбас». Сегодня над решением данной проблемы мы уже вплотную работаем. Утверждена программа переучивания выпускников, а с одной из авиакомпаний достигнута договоренность о передаче воздушного судна «Боинг 737-300» колледжу.
– В каких сферах работают выпускники колледжа? Какой вклад в развитие авиационной отрасли вносит колледж?
– Основная масса наших выпускников работает в сфере гражданской авиации. Например, по данным, которые у нас имеются, сегодня порядка 45% всех работников системы гражданской авиации Кыргызской Республики являются нашими выпускниками. Это работники сферы перевозок, инженерно-технический персонал, диспетчеры УВД, пилоты и другие. Наши отдельные выпускники сегодня являются шеф-пилотами первых лиц государства, начальниками аэропортов Нарын, Талас, Исфана. Также наши выпускники из соседних стран показывают хорошие результаты. Например, основная масса молодых командиров ВС в Таджикистане –наши выпускники, руководящие позиции в органе гражданской авиации занимают наши выпускники в Республике Беларусь, Украине, Российской Федерации, Казахстане, а в странах Африки наши выпускники занимали должности министров и руководителей авиационной отрасли.
– Расскажите, пожалуйста, о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса.
– Для осуществления учебного процесса колледж располагает хорошей материальной базой. Общая площадь помещений составляет более 10 000 кв. м. В составе помещений колледжа имеются более 50 учебных аудиторий, 29 административных кабинетов, методический кабинет, 3 компьютерных класса, библиотека, читальный зал, спортивно-тренажерный комплекс, клуб и учебный аэродром с воздушными судами Як-40, Ми-8, Ан-2, Ан-28.
Колледж имеет благоустроенное общежитие, расположенное по улице Тимура Фрунзе, общей площадью 300 кв. м. В общежитии созданы условия для здорового образа жизни. Все кабинеты, задействованные в учебном процессе, оснащены наглядными
пособиями, стендами по изучаемым дисциплинам. Также существует официальный сайт по адресу www.aviacoll.kg.
– Как осуществляется подготовка пилотов и какие существуют проблемы?
– Проблемы сегодня можно подразделить в несколько направлений. Во-первых, одной из главных проблем является трудоустройство выпускников. Многие наши выпускники не трудоустраиваются по специальности, и, соответственно, этот факт оказывает свое влияние на мотивацию студентов. Мы в этом плане постоянно проводим работу, ходатайствуем перед руководителями компаний о трудоустройстве хотя бы выпускников, окончивших колледж с отличием. По некоторым специальностям процент трудоустраиваемости достаточно высокий, а по некоторым намного ниже. Если брать в среднем по всем специальностям, то она равна примерно 40%. Выпускники же по наземным специальностям находят себе применение в других отраслях экономики, тогда как специфические профессии иногда остаются невостребованными. Над решением данной проблемы мы постоянно работаем и поднимаем на различных уровнях руководства.
Не менее важной проблемой остается подготовка пилотов на базе колледжа. Как уже говорилось, мы осуществляем подготовку на советской технике. Сегодня руководством перед нами поставлена задача, которая заключается в переходе на подготовку пилотов на западные образцы легкой и сверхлегкой авиации. Задача сложная, но осуществимая. В данное время идет разработка нормативно-правовой базы. Создана рабочая группа, которая разрабатывает проект документа, из числа инспекторского состава, представителей компаний и эксплуатантов.
Третьей проблемой является отсутствие тренажеров летательных аппаратов, на которые мы ориентированы вести подготовку пилотов. Стоимость таковых тренажеров исчисляется сотнями тысяч, а то и несколькими миллионами долларов США. Над решением этой проблемы мы работаем комплексно и планируем приобрести компьютерные симуляторы, которые намного дешевле и, соответственно, нам доступнее. Сейчас ведутся переговоры с донорами на предмет получения грантовой помощи для реализации такого проекта.
В заключение хочется отметить, что мы в полной мере осознаем всю важность указанных проблем, ценим то доверие, которое нам сегодня оказывается со стороны руководства Министерства транспорта и коммуникаций, Агентства гражданской авиации. Мы намерены планомерно и комплексно идти по пути развития единственного в своем роде учебного заведения в Кыргызстане.