Человеческий фактор - основа культуры авиационной безопасности
Человеческий фактор - основа культуры авиационной безопасности
  • 08 Сен 2021
  • 5296
  • 0

8-10 сентября планируется проведение Глобального симпозиума ИКАО по авиационной безопасности 2021 (AVSEC2021). Онлайн симпозиум посвящен проблеме адаптации гражданской авиации к кризису вследствие пандемии COVID-19. В программу включены выступления о биометрических системах контроля состояния здоровья авиапассажиров, передовом опыте обучения культуре безопасности персонала, информированному управлению рисками, последствиях применении big data, машинного обучения и искусственного интеллекта, изменении парадигмы авиационной безопасности в последние 20 лет.

 

 

Об актуальности безопасности в гражданской авиации мы попросили рассказать старшего преподавателя кафедры лётно-технической эксплуатации и организации управления в транспортных системах Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова Матковского Виталия Павловича:

 

«Кыргызстан после обретения своей независимости вступил в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). 2021-й год ICAO объявлен Годом культуры авиационной безопасности.

 

Авиационная безопасность сталкивается со всё более сложными факторами риска и авиационные системы остаются чрезвычайно рискованной целью для террористов. Террористы считают тем большим успехом, чем большее количество жертв пострадает в результате совершения незаконного вмешательства, в том числе, и в деятельность гражданской авиации.

 

Согласно формулировке, которую дает Международная организация гражданской авиации, культура авиационной безопасности – это набор привычек, разделяемых тем или иным сообществом, как в виде мысленного настроя, так и общего применения рабочих процессов для поддержания авиационной безопасности. Её предназначение состоит в извлечении выгоды и взаимном использовании ресурсов, избегая необходимости разработки индивидуальных методологий решения проблем. Успешная культура авиационной безопасности будет поощрять передовую практику, разрушит эксплуатационные барьеры и упростит обмен информацией, где это практически возможно. Надежная культура авиационной безопасности внесёт вклад в предотвращение актов незаконного вмешательства. Цели в области культуры авиационной безопасности могут быть достигнуты только посредством непрерывной, структурированной учебной подготовки, которая подтверждает и признает индивидуальные роли и обязанности.

 

У нас в Кыргызстане разработана Национальная программа обеспечения авиационной безопасности. Эта программа предусматривает первоначальную подготовку сотрудников службы авиационной безопасности, переподготовку, подготовку по отдельным направлениям деятельности службы авиационной безопасности аэропортов. Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова тоже вносит свой вклад, в частности, у нас открыто отделение, где мы осуществляем подготовку сотрудников службы авиационной безопасности по направлению «Транспортная безопасность (на воздушном транспорте)». Сотрудник является ценным источником информации об уязвимостях и методах их преодоления. Их вклад должен быть востребован и использован при оценке внутренних рисков и управления ими.

 

В соответствии с директивными документами Международной организации гражданской авиации и при разработке системы управления безопасности полётов в настоящее время в странах-членах ICAO всё шире используется так называемый проактивный метод.

 

Что такое проактивный метод?

 

Это то, что необходимо прогнозировать, необходимо оценивать риски, управлять ими, определять новые опасности для деятельности гражданской авиации. Устойчивость в области авиационной безопасности может означать гарантию действий, надлежащих контрмер в момент, когда происходит инцидент, и признание ценности возможного вклада учений в обеспечение хорошо реализуемых планов по их восстановлению. Главным переходом в области ответных мер международного сообщества в случае инцидентов является переход от культуры реагирования к культуре предотвращения.

 

Цель заключается в том, чтобы облегчить роль гражданской авиации в принятии ответных мер в условиях чрезвычайной ситуации, помочь государствам играть более проактивную роль в выявлении факторов риска и уязвимостей в инфраструктуре своей гражданской авиации и оказать содействие государствам в создании устойчивости их авиационных систем.

 

Человеческий фактор.

 

Очень важным направлением в реализации мероприятий, связанных с контролем факторов риска, опасностей являются исследования человеческого фактора. Человеческий фактор позиционируется как основа культуры авиационной безопасности.

 

В настоящее время аэропорты оснащены современными антитеррористическими средствами, это средства противодействия, в том числе оборудование. К ним относятся рентген-телевизионные установки, металлодетекторы, сканеры человека, детекторы взрывчатых, наркотических веществ, интеллектуальные системы видеонаблюдения. Современные технологии с высокой точностью выявляют и идентифицируют угрозы. Но исправное оборудование – это не гарант безопасности, потому что управляет этими системами человек–оператор. И от того, насколько человек мотивирован, насколько человек теоретически подготовлен, насколько обладает практическими навыками, опытом работы, - это всё влияет на исходный продукт. А для нас исходным продуктом является обеспечение высокого уровня авиационной безопасности.

 

Человеческий фактор может создать достаточно серьезную угрозу безопасности на транспорте. 80-85% авиационных происшествий случаются из-за человеческого фактора. Культура безопасности в связи с этим позиционируется как профилактика нарушений со стороны человека. Мировая авиационная отрасль работает над вопросом, как предотвратить катастрофу, вызванную ошибкой человека. Они обучают персонал аэровокзалов и пассажиров правилам безопасности, социальной ответственности в чрезвычайных ситуациях. В этой связи ICAO позиционирует основные составляющие безопасности полётов. Культура безопасности представляет собой комплекс мер по работе с людьми:

1. Культура безопасности персонала по авиационной безопасности. Главная задача – обеспечить и мотивировать персонал, разъяснять их социальные функции по защите людей.

2. Культура безопасности руководящего состава. Основная задача – публично обсуждать результаты проверок и нарушений.

3. Культура безопасности пассажиров. Задача состоит в том, чтобы обучать пассажиров правилам безопасности на транспорте и ответственности за нарушения.

4. Культура безопасности населения страны. Задача – работать со средствами массовой информации по созданию нового образа сотрудника системы безопасности как защитника жизни и здоровья населения.

 

Мировая общественность солидарна в том, что культура безопасности невозможна, пока все участники не будут сознательно выполнять правила безопасности».

 

Как изменились стандарты авиационной безопасности после событий 11 сентября 2001 года в США?

 

«Отношение во многих странах к вопросу авиационной безопасности после событий 11 сентября 2001 года резко изменилось. Определенные действия проводятся, в том числе, и в Кыргызстане. Естественно, много вопросов, которые нужно решать в плане совершенствования деятельности службы авиационной безопасности, её технического оснащения и обеспечения квалифицированными кадрами. Уровень технической оснащенности желает лучшего, очень важна финансовая составляющая, потому что современное досмотровое оборудование стоит огромных денег. Но в настоящее время существует Национальная программа обеспечения авиационной безопасности и соответствующие мероприятия проводятся».

 

Как изменились правила безопасности вследствие пандемии коронавируса?

 

«Безусловно, корректировка имеет место быть. В частности, в бишкекском филиале ОАО «Международный аэропорт ”Манас”» доступ в здание – только пассажирам и экипажам. Здесь проводятся мероприятия с медиками, которые будут осуществлять контроль наличия ПЦР тестов, COVID-паспортов. Но нужно иметь в виду, что мы находимся пока в начальной стадии преодоления тех трудностей, которые доставила нам пандемия COVID-19».

 

Ссылки:

Avsec: Business Not As Usual - https://www.icao.int/Meetings/AVSEC2021/Pages/default.aspx

Safety Audit Results - https://www.icao.int/safety/Pages/USOAP-Results.aspx

Видео интервью:

https://www.youtube.com/watch?v=v1427KgX29Y