Садовская О. А. Организация учебного процесса в условиях пандемии COVID-19
Садовская О. А. Организация учебного процесса в условиях пандемии COVID-19
  • 02 Сен 2021
  • 4988
  • 0

Садовская Оксана Анатольевна,

к.э.н.,

заместитель директора КАИ по учебной работе.

«Вестник Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова "Авиатор"», № 1, 2021. Стр. 21-23. ►

 

 

 

В начале 21-го столетия, мир столкнулся с пандемией, связанной с распространением Covid-19. Миллионы школьников и студенты вынужденно были отправлены на обучение в удаленном режиме. Конечно, в марте 2020 года, эта ситуация казалось катастрофической и вузы справлялшись с ней кто как мог, в силу своих возможностей. Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова, оказался в аналогичной ситуации, но, внедрение с 2015 года в учебный процесс Информационной системы AVN, значительно облегчило этот переход, так как студенты и преподаватели уже имели опыт онлайн обучения при помощи образовательного портала вышеуказанной информационной системы.

 

На сегодняшний день, в Кыргызском авиационном институте занятия проходят в смешанном режиме обучения. Большая часть студентов обучается в удаленном режиме, и только студенты выпускного курса отделения СПО и студенты 3-го курса направлений бакалавриата имеют возможность обучаться в традиционном формате.

 

Тем не менее, все преподаватели и студенты имеют доступ в Образовательный портал информационной системы АВН (avn.kai.kg). В указанном портале, в разделе Учебно-методический комплекс, преподавателями размещены учебно-методические материалы по каждой дисциплине. Эти материалы включают: рабочую программу, конспект лекций, задания на практические занятия, контрольные вопросы к модулю, список литературы, глоссарий, методические указания по выполнению самостоятельной работы студента и т.д. Насыщаемость образовательного портала информационной системы АВН учебно-методическими материалами составляет 80%. На данный момент преподаватели продолжают работу по наполнению образовательного портала учебно-методическими материалами. Также при обучении используются приложения Zoom, Google-класс, Google-сайт, мессенджер WhatsApp и др.

 

Самостоятельные работы и выполненные задания отправляются студентами через образовательный портал информационной системы АВН, на электронную почту преподавателей, с помощью мессенджера WhatsApp и другие приложения. Если у студента нет возможности отправить самостоятельную работу или выполненное задание в электронном виде, то он также может написать задание от руки и через WhatsApp отправить преподавателю фотографии своей работы. График сдачи самостоятельной работы устанавливается непосредственно преподавателем по каждой дисциплине. В сложившихся обстоятельствах преподаватели не ограничивают студентов во времени сдачи самостоятельной работы (студент может отправить срс в любое время суток), устанавливается только крайний срок (deadline) приема самостоятельной работы.

 

В целях оптимизации учебного процесса, в действующий график были внесены корректировки по прохождению студентами различных видов практики. Тем самым, ранее установленные сроки проведения учебных, производственных и квалификационных практик студентов были перенесены на более поздний срок, то есть после окончания теоретического обучения. На данный момент, все виды практики реализованы либо в удаленном, либо в традиционном формате.

 

Актуализация статуса студентов была проведена в первую неделю после объявления карантина (с 16 по 20 марта), определились места нахождения студентов, возможности подключения к глобальной сети Интернет и доступа к он-лайн ресурсам.

 

Админисрация института, на момент объявления карантина, также была отправлена в удаленный режим, тем не менее, работа ни на секунду не останавливалась. Еженедельно проводились он-лайн заседания административно-управленческого персонала, в ходе которых решались вопросы проведения учебного процесса, учебно-методической работы при дистанционной форме обучения, а также организационные вопросы, касающиеся работы хозяйственной службы в условиях чрезвычайного положения.

 

Проведено он-лайн заседание учебно-методического совета, в ходе которого решались вопросы оптимизации учебного процесса, контроля качества образования, подготовки к проведению летней экзаменационной сессии, проведению всех видов практики, а также итоговой государственной аттестации в условиях дистанционного обучения.

 

Мониторинг и контроль учебного процесса осуществлялся Учебным управлением согласно утвержденному расписанию учебных занятий. Срывов занятий не было. Преподаватели информировали о входе на портал Учебное управление с помощью административной группы в WhatsApp «Дежурный администратор». Также преподавателями и кураторами созданы предметные и кураторские группы в мессенджере WhatsApp, через которые ими контролировался и контролируется на данный момент учебный процесс. Разработана и внедрена форма отчетности для кураторов, которая ежедневно отправлялась в конце дня, в электронном виде в учебное управление для обобщения посещаемости и активности групп. При подключении осенью 2020 года электронного приложения КелБил, надобность в отчетах кураторов отпала, так как данное приложение учитывает посещаемость студентов автоматически. В целом, посещаемость занятий по институту составляет порядка 70-85 %.

 

Преподавателям и студентам постоянно оказывается методическая помощь в организации занятий при дистанционной форме обучения. Подготовлена инструкция для преподавателей и студентов по правилам работы и обучения через образовательный портал AVN, с которой и преподаватели, и студенты ознакомлены. Организованы видеосеминары для преподавателей о порядке наполнения образовательного портала учебно-методическими материалами в удаленном режиме, по правилам выставления в образовательный портал текущих баллов, видеосеминар по созданию собственного сайта в приложении Google-сайт и др. Кроме того, при поддержке отдела информационных технологий и технического обслуживания компьютеров института, преподаватели создают видео лекции, которые размещаются на созданном канале института в Youtube (https://www.youtube.com/channel/UCZXnnLEM59r6Am_3myqtP7A/videos). На данный момент Youtube-канал Авиаинститута насчитывает около 300 учебных и других видеоматериалов.

 

Также, с целью признания и популяризации деятельности талантливых и способных преподавателей, передовых педагогов современной формации, их творческих поисков, обобщения передового опыта, эффективных практик по использованию современных образовательных технологий и методик, повышения информационно-коммуникационной и технологической компетентности педагогов, в институте был объявлен виртуальный конкурс для преподавателей «Лучшие мультимедийные материалы в образовании». По итогам конкурса, победителей наградили дипломами и денежными призами.

 

Кроме того, в институте в онлайн режиме ведется и культурно-воспитательная работа, студенты института поддержали акцию, объявленную Министерством образования и науки Кыргызской Республики «Читает вся семья». Силами студенческого совета создан социальный ролик «Оставайся дома», также студенты снимают видеоролики, в которых рассказывают, как проходит их обучение в удаленных условиях. К празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Кыргызском авиационном институте им. И. Абдраимова был объявлен виртуальный конкурс, в котором приняли участие студенты и преподаватели института. И сейчас студенты продолжают проводить онлайн мероприятия по случаю празднования Дня калпака, Нооруза, Дня победы и др., в режиме онлайн было организовано посвящение в студенты первокурсников, а также проведен День открытых дверей 12 апреля 2021 года.

 

Конечно, пандемия COVID-19 затронула все сферы общественной жизни, вынудила глобальное академическое сообщество обратиться к новым методам обучения. Это оказалось непросто.

 

Тем не менее, сегодня, коллективом Авиаинститута организован полноценный учебный процесс в удаленном режиме, осуществляется обмен материалами и данными между преподавателями и студентами, ведется контроль посещаемости на каждом занятии, выставляются текущие и рубежные виды контролей. Администрацией, преподавателями и сотрудниками института делается все возможное для оптимизации учебного процесса в режиме дистанционной формы обучения.