Кыргызский авиационный институт

имени И. Абдраимова

Даиров Р. Д. Становление и развитие Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова: училище - колледж - институт
Даиров Р. Д. Становление и развитие Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова: училище - колледж - институт
  • 02 Сен 2021
  • 4269
  • 0

Даиров Рахимбек Даирович,

главный специалист редакционно-издательского отдела КАИ.

«Вестник Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова "Авиатор"», № 1, 2021. Стр. 23-25. ►

 

 

 

1 октября 2020 года исполнилось 47 лет со дня образования Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации, ныне Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова.

 

Анализ истории Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации – Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова - позволяет выделить в становлении и развитии учебного заведения четыре важнейших периода, которым были присущи свои особенности и, которые требовали от всего персонала напряжения сил, способностей, инициативы, значительных материальных затрат как со стороны Министерства гражданской авиации СССР, так и со стороны нашей республики.

 

Первый период охватывает годы с1973-го по 1993-й.

 

Его можно охарактеризовать как период создания и становления первого в республиках Средней Азии и Казахстана уникального авиационного учебного заведения в системе гражданской авиации СССР, которому поручалось подготовка специалистов со средним специальным образованием в области технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей.

 

С 1974 по 1993 годы училище готовило только по специальности «Техническая эксплуатация самолетов и авиадвигателей» (Техник).

 

В указанный период училище финансировалось Министерством гражданской авиации СССР, а выпускники училища централизованно распределялись по авиапредприятиям республик Средней Азии, Казахстана и России.

 

Первым начальником Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации с 3 октября 1973 по 7 февраля 1987 годы Назаров Иван Серафимович.

 

 

Второй период – охватывает годы с 1991-го по 1996-й.

 

В связи с переименованием г. Фрунзе в г. Бишкек указанием Министерства гражданской авиации СССР № 205/У от 13.05.1991 г. училище было переименовано в Бишкекское авиационное техническое училище гражданской авиации.

 

В 1991 году произошел распад СССР, началась суверенизация бывших союзных республик, упразднено Министерство гражданской авиации СССР, в связи, с чем прекратилась централизованная подготовка авиационных специалистов по его линии, прекратились заказы на подготовку авиаспециалистов со стороны других государств.

 

В связи с этим в училище были открыты 2 новые специальности: «Организация перевозок и управления на воздушном транспорте» (техник) с 1993г., «Средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте» (техник) с 1995 г.

 

Знаменательными событиями этого периода являются создание Постановлениями Правительства Кыргызской Республики №103 от 9 марта 1994 года, №136 от 18 марта 1994 года Кыргызского авиационного колледжа на базе Бишкекского авиационного технического училища гражданской авиации и Учебно-тренировочного центра Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору», присвоение колледжу имени основателя и патриарха кыргызской авиации Ишембая Абдраимова.

 

Вторым начальником Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации, начальником Кыргызского авиационного колледжа им. И. Абдраимова с 7 февраля 1987 года по декабрь 1996 года был Неродюк Валентин Николаевич.

 

 

Третий период – охватывает годы 1997-го по 2015-й.

 

В 1997 году впервые в истории Кыргызстана была начата подготовка летных специалистов по специальностям: «Летная эксплуатация летательных аппаратов» (Пилот), «Управление движением воздушного транспорта» (Диспетчер), «Сервис на воздушном транспорте» (Бортпроводник).

 

В 2010 году были открыты новые специальности: «Обслуживание летательных аппаратов горюче – смазочными материалами» (Техник), «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно–навигационных комплексов» (Техник), а также впервые в истории учебного заведения начата подготовка специалистов по заочной форме обучения по трём техническим специальностям.

 

Третьим директором Кыргызского авиационного колледжа имени И. Абдраимова с 8 января 1997 по 8 октября 2015 годы был Даиров Рахимбек Даирович.

 

 

Четвертый период – охватывает с конца 2015-го по настоящее время.

 

Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики №162-к/1 от 08 октября 2015 года Курманов У.Э. был назначен директором Кыргызского авиационного колледжа им. И. Абдраимова.

 

В 2016 -2017 годах были открыты специальности: «Менеджмент на воздушном транспорте», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Транспортная безопасность».

 

В этот период была проведена большая организаторская работа по созданию на базе колледжа высшего учебного заведения. В результате этой работы Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 декабря 2017 года № 788 создано высшее авиационное учебное заведение «Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова».

 

Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 203 от 12 апреля 2018 года был утвержден Устав Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова.

 

4 мая 2018 года Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова зарегистрирован в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и получил Свидетельство о государственной перерегистрации юридического лица.

 

В июне 2018 года Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова получил Лицензию Министерства образования и науки Кыргызской Республики на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.

 

Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики 2019 года Курманов У. Э. был назначен директором Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова.

 

 

Освещение проблем этих четырех периодов позволит, помимо прочего, уяснить процесс начала формирования уникального, единственного авиационного учебного заведения не только в нашей республике, но и в республиках Средней Азии и Казахстана, всесторонне оценить, с чего все началось, какой путь был пройден и какие результаты достигнуты.